ДАВЫДОВ

ДАВЫДОВ
Василий Васильевич (1930— 1998) — российский психолог, философ и педагог, специалист в области психологии обучения, детской и педагогической психологии, а также теоретико-методологических проблем общей и возрастной психологии. Д-р психологических наук (1970), профессор (1973), д. чл. АПН СССР (1978) и РАО (1992), засл. деятель науки РФ (1996), лауреат премии Президента РФ в области образования (1997). Образование получил в МГУ им. М.В. Ломоносова, закончив психологическое отделение философского фак-та (1953) и аспирантуру МГУ по кафедре психологии (1953-1956). В 1958 г. под руководством П.Я. Гальперина защитил канд. дис: Основные этапы формирования умственных действий у ребенка (на примере формирования счета и понятия числа у дошкольников) и в 1959 г. пришел в НИИ ОиПП АПН СССР, возглавив лабораторию психологии детей младшего школьного возраста (1961 — 1973). Одновременно, по совместительству, преподавал в педагогических вузах Москвы. В 1970 г. защитил докт. дис: Виды обобщения в обучении (логико-психологические основы построения учебных предметов) . В 1973 г. возглавил НИИ ОиПП АПН СССР (1973-1983) и лабораторию психического развития и воспитания младших школьников. В 1983 г. Д. уходит с поста директора института и возглавляет лабораторию умственного воспитания Детей дошкольного возраста Института Дошкольного воспитания АПН СССР. В 1989 г. избирается вице-президентом АПН СССР, в 1990 г. Д. -академик-сек-Ретарь отделения психологии, возрастной физиологии и дефектологии АПН СССР. После реорганизации в 1992 г. Академии педагогических наук избирается вице-президентом РАО (1992—1998). С 1987 г. — иностранный член Национальной Академии образования США. Научно-исследовательская деятельность Д,. в основном была связана с изучением проблематики обучения и психического, в первую очередь — умственного развития школьников. Воспитание и обучение понималось им как всеобщая форма психического развития, основой которого является развитие деятельности ребенка, осуществляемой в сотрудничестве со взрослым (педагогом) и другими детьми. Вместе с Д.Б. Элькониным и П.Я. Гальпериным Д. создает новое направление в отечественной психологической науке — психологию формирования мыслительной деятельности учащихся, опираясь при этом на представления о мышлении и его генезе, сформулированные в русле диалектической логики (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Э.В. Ильенков и др.). Им исследованы закономерности развития учебной деятельности — от начального до завершающего этапов школьного образования, ее содержание и строение (включая основные учебные действия), выявлены возрастные особенности и возможности развития мышления младших школьников, формы и способы организации их обучения. Д. — один из инициаторов и организаторов перестройки системы образования в нашей стране, базирующейся на изучении мыслительной деятельности учащихся, логико-психологическом анализе формирования и развития у них теоретического, или разумного мышления (в отличие от эмпирического, или рассудочного), становления основ теоретического сознания в онтогенезе. Исследование особенностей психического развития младших школьников привело Д. к выводу о том, что их умственные возможности шире и многостороннее, чем считалось ранее в детской и педагогической психологии и дидактике. Совместно с Д.Б. Элькониным в лаборатории психологии младшего школьного возраста Д. разработал принципы генетико-модели-руюшего эксперимента, направленного на целенаправленную реализацию этих возможностей в рамках специальным образом построенной поисково-преобразу-юшей учебной деятельности (в противовес обычному рецептивному учению). Результаты данных исследований систематически изложены и развернуто обоснованы в его докторской диссертации и в книгах: Виды обобщения в обучении (1972, 2000), Проблемы развивающего обучения (1986), Теория развивающего обучения (1996). Было показано, что традиционная система начального обучения базируется на устаревших логико-психологических установках, связанных с эмпирической теорией мышления, и что совершенствование системы образования требует других научных предпосылок. Д. развил теорию взаимосвязи эффективной учебной деятельности с процессом образования у учащихся содержательных абстракций и обобщений, формированием у них способности к анализу оснований собственных действий (рефлексии). Это открыло перспективу для конструирования учебных предметов в логике восхождения мысли от абстрактного к конкретному, пересмотра психологической структуры учения в целом. В итоге Д. и его сотрудниками была создана система развивающего обучения школьников, получившая название системы Эльконина — Д.. Образовательные программы (по математике, родному языку, литературе, изобразительному искусству и художественному труду, естествознанию и др.), а также обучающие технологии и средства диагностики психического развития детей в экспериментальном обучении были успешно применены во многих городах России, а также в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья (Латвия, Казахстан, Украина, Нидерланды, Франция, США и др.). Подготовленный Д. и его сотрудниками пакет качественно новых программно-методических материалов (программ, учебников, учебных пособий и др.) был утвержден МО РФ. В целях широкой общественной поддержки и распространения этих научно-практических разработок в 1994 г. Д. была создана Ассоциация развивающего обучения, вскоре получившая статус международной, первым Президентом которой он стал. Наряду и в тесной связи с основной исследовательской работой Д. осуществлял анализ категориальных основ общепсихологической теории деятельности, исследовал проблемы соотношения коллективной и индивидуальной деятельности, расширил и обогатил новым содержанием идею П.Я. Гальперина о природе психики как поиска и опробования возможных вариантов действования в неопределенной ситуации, связав его с феноменом превращения сукцессивного в симультанное. Ряд работ Д. посвящен анализу истории, современного состояния и перспектив культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии. Последние он усматривал в разработке и освоении специалистами стратегии проектирования различных форм и видов человеческой деятельности, реализуемой полидисциплинарными методами ее исследования. Кроме упомянутых выше, Д. автор книг: Учебная деятельность и моделирование (в соавт.), М., 1981; О понятии развивающего обучения, М., 1995; Математика. 3 класс. Учебник/ (в соавт), М., 1996; Математика. 3 класс. Методическое пособие/(в соавт.), М., 1996. Л.А. Карпенко, В. Т. Кудрявцев


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ДАВЫДОВ" в других словарях:

  • Давыдов — Денис Васильевич (1784 1830) поэт «Пушкинской плеяды». Содержание его поэзии не выходит за рамки переживаний дворянского и военного кругов, к к рым Д. принадлежал. Успешные партизанские действия в войну 1812 прославили его, и с тех пор он создает …   Литературная энциклопедия

  • ДАВЫДОВ — Иван Иванович (род. 1794 ум. 1863) – рус. философ и филолог, окончил Московский ун т, преподавал в нем более четверти века. В работах «Начальные основания логики» (1820), «Вступительная речь о возможности философии как науки» (1826) и «Возможна… …   Философская энциклопедия

  • Давыдов Д.В. — Давыдов Д.В. Давыдов Денис Васильевич (1784 1839) Афоризмы, цитаты Давыдов Д.В. биография • Нет поэзии в безмятежной и блаженной жизни! (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Давыдов А. — Давыдов А. Давыдов, Александр Давидович Давыдов, Анатолий Викторович Cписок значений слова или словосо …   Википедия

  • Давыдов С. И. — ДАВЫДОВ Степан Иванович [1777 – 10(22).5.1825, Москва], рус. композитор. Учился в Придворной певческой капелле в Петербурге у Дж. Сарти. Переехав в Москву, руководил муз. частью т ра Шереметевых. Автор опер, музыки к драматич. спектаклям,… …   Балет. Энциклопедия

  • ДАВЫДОВ — Виталий Семенович (родился в 1939), спортсмен и тренер (хоккей с шайбой). Защитник команды Динамо (Москва); призер 11 чемпионатов СССР (1959 72). Неоднократный чемпион Европы, мира (1963 71) и Олимпийских игр (1964, 1968 и 1972). С 1979 тренер… …   Современная энциклопедия

  • ДАВЫДОВ — Владимир Николаевич (настоящие имя и фамилия Иван Николаевич Горелов) (1849 1925), актер, педагог. С 1867 играл в провинции, с 1880 в Александринском театре. С 1924 в Малом театре. Органически присущее Давыдову чувство жизненной правды,… …   Современная энциклопедия

  • Давыдов К. Ю. — Давыдов (К. Ю.) см. Давидов …   Биографический словарь

  • Давыдов Е. — Давыдов Евграф Владимирович 1775 1823 Портрет лейб гусарского полковника Е.В. Давыдова работы[1] О.А.Кипренского, 1809. Государственный Русский музей (Санкт Петербург) Принадлежность …   Википедия

  • Давыдов Е. В. — Давыдов Евграф Владимирович 1775 1823 Портрет лейб гусарского полковника Е.В. Давыдова работы[1] О.А.Кипренского, 1809. Государственный Русский музей (Санкт Петербург) Принадлежность …   Википедия

  • Давыдов — (Владимир Николаевич; настоящая фамилия Горелов) один излучших современных актеров. Род. в 1849 г.; учился во 2 й киевскойгимназии и моск. университете, на естественном факультете. К сцене егоготовил в Москве И.В.Самарин. Вскоре сделался… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»